Новости

«Над женщинами смеялись» Как домохозяйка стала первой в мире женщиной, облетевшей в одиночку весь мир?: Мир: Путешествия: Lenta.ru

Перейти в «Мою Ленту»Фото: Gene Smith / AP

В середине XX века не каждой женщине удавалось отстоять свои интересы, если они не совпадали с установленными нормами. Более того, в обществе неодобрительно смотрели на девушек, которые хотели заниматься «мужскими» профессиями — редко можно было увидеть даму за рулем автомобиля и уж тем более — за штурвалом самолета. Однако даже в те времена находились смелые женщины, которые наперекор всему следовали мечте. Одной из таких была американская летчица Джеральдин Мок, которая стала первой женщиной, в одиночестве совершившей полет вокруг света. История ее жизни — в статье «Ленты.ру».

«Так садись в наш самолет и лети»

Истинная любовь к авиации у известной летчицы Джеральдин Мок, в девичестве Фредриц, началась с первого и одного из самых запоминающихся полетов в ее жизни — отец взял с собой на аэродром семилетнюю девочку, посадил в кабину моноплана Ford и под протяжный гул двигателя поднял самолет над землей. Наблюдая за отдаляющейся взлетной полосой, она с поразительной для ребенка ясностью осознала, что хочет связать свою жизнь с небом.

В 15 лет девочка уже сама садилась за штурвал самолета, а на уроках географии с уверенностью рассказывала всем, что собирается путешествовать по миру. В старших классах, в подтверждение своих намерений, Джерри закончила предполетные инженерные курсы. «Меня ничто не волновало, я знала, что полет — это моя страсть», — заявляла она.

В 1943 году Джерри окончила школу и подала документы в государственный университет штата Огайо на факультет авиационной инженерии, где она была единственной девушкой среди всех студентов.

Джерри Мок показывает своей семье точки на карте, в которых планирует совершать посадки во время кругосветного путешествия Джерри Мок показывает своей семье точки на карте, в которых планирует совершать посадки во время кругосветного путешествия Фото: Gene Smith / AP

Однако через два года Джерри вышла замуж за пилота Рассела Мока и бросила учебу, решив отсрочить исполнение своей мечты. На тот момент американке было всего 19, но она полностью отдалась счастливой семейной жизни и рождению детей.

Прошло больше 10 лет, и в возрасте 32 лет Джерри решила все же вернуться к мечте и пошла на летные курсы. Она усердно тренировалась на четырехместном семейном самолете Cessnа-180 и всего после нескольких уроков с инструктором начала совершать самостоятельные полеты. «Над женщинами часто смеялись в аэропортах. При сегодняшнем образе жизни можно заявить, что мы подвергались преследованиям, но в тот момент мы даже не осмеливались рассказать кому-то об этом», — вспоминала она.

Уже в 1958 году американка получила лицензию частного пилота и начала летать на дальние расстояния — в Канаду, Мексику и на Багамские острова. Со временем она научилась самостоятельно планировать и составлять маршруты.

Однажды вечером за ужином у Джерри возникла идея облететь земной шар. Она пожаловалась мужу на свою ежедневную однообразную жизнь. «Так садись в наш самолет и лети вокруг света», — рассмеялся супруг. В ответ он услышал серьезный ответ: «Отлично. Именно это я и сделаю»«Не труднее, чем ездить на автомобиле»

Друзья и знакомые сочли идею Джерри настоящим безумием: у женщины было всего 750 летных часов, что являлось довольно средним показателем, к тому же у семьи Мок было трое детей, младшему из которых на тот момент исполнилось всего три года. Однако ни чужие опасения, ни насмешливые высказывания о «летающей домохозяйке» не остановили Джерри, и в 1963 году она начала готовиться к кругосветному путешествию.

Полет американка планировала совершить на семейном самолете, которому к тому времени было уже более 11 лет, но, несмотря на доказанную надежность, для длительного путешествия воздушное судно не годилось. Рассел установил на Cessnа более мощный двигатель, автопилот, радиопередатчик дальнего действия и навигационные приборы.

Кроме того, для полетов над океаном самолет оснастили специальными аварийно-спасательными средствами. Изменениям подвергся и салон воздушного судна: три пассажирских сиденья были демонтированы, на их месте установили дополнительные топливные баки.

Джерри Мок Джерри Мок

Частично возместить понесенные расходы семейству Мок удалось за счет сотрудничества с газетой The Columbus Dispatch, редакция которой выделила Джерри 10 тысяч долларов в счет будущих гонораров за оперативные репортажи о подробностях путешествия. В это же время издание опубликовало первое интервью о предстоящем полете американки, в ходе которого Джерри заявила читателям, что «летать на самолете не труднее, чем ездить на автомобиле».

Параллельно с подготовкой воздушного судна летчица обратилась к офицерам военно-воздушных сил, которые помогли ей составить ориентировочный маршрут с 19 остановками, а сотрудники Национальной ассоциации воздухоплавания предоставили необходимые аэронавигационные карты зарубежных стран.

Кроме того, вместе с мужем Джерри отправилась в Вашингтон и обошла посольства всех стран, через которые должен был проходить ее путь, чтобы получить разрешение на полет, визы и гарантии того, что ее не примут за шпиона.

«Это последнее, что мы услышим от нее»

19 марта 1964 года на взлетно-посадочной полосе аэропорта Порт-Колумбус в Огайо собрались толпы. Все смотрели на самолет Cessnа с аккуратно выведенной надписью «Дух Колумбуса» и на стоящую рядом 38-летнюю летчицу с коробкой еды в руках. Джерри улыбнулась, забралась в самолет и весело помахала рукой. Раздался шум двигателя.

«Я думаю, это последнее, что мы услышим от нее», — разнесся голос диспетчера аэродрома из громкоговорителя, когда воздушное судно оторвалось от земли.

Джерри Мок перед началом кругосветного полета в Колумбусе, штат Огайо Джерри Мок перед началом кругосветного полета в Колумбусе, штат Огайо Фото: Gene Smith / AP

Неприятности начались сразу после взлета — Мок обнаружила, что установленная в воздушном судне радиостанция дальнего действия не работает, а узнать причину поломки она сможет только на месте первой посадки — Бермудских островах.

Аномальная зона всего за месяц до вылета Джерри получила название «смертоносного треугольника» и еще не в полной мере обрела страшную репутацию. Путешественница вынуждена была лететь без связи, по компасу и картам, более тысячи километров. Ситуацию осложнял шквальный ветер и сильный дождь, извещавший о приближении шторма.

С трудом добравшись до первого остановочного пункта, Джерри из-за нелетной погоды вынуждена была провести на острове целую неделю. За это время механики, проверив неисправное оборудование, обнаружили, что радиостанция была специально кем-то повреждена, а тормозная система периодически давала сбой.

Полет Мок проходил тяжело: она проводила за штурвалом по 17-18 часов в сутки, времени на сон и репортажи почти не оставалось. Первым пересеченным континентом стала Африка. Маршрут Джерри пролегал через Марокко, Алжир, Тунис, Ливию и Египет. В Каире она по ошибке села на военный аэродром

«Когда самолет свернул на рулежную дорожку, на пути появились три грузовика с вооруженными солдатами и резко остановились в нескольких дюймах от меня. Они были крайне удивлены, увидев в кабине женщину, и, подумав, что я пассажир, а не пилот, потребовали предъявить билет, чтобы поставить мне визу», — рассказала Мок.

Похожая ситуация сложилась и в Саудовской Аравии, где Джерри оказалась первой женщиной, которая самостоятельно прилетела в страну на самолете. Служащие аэропорта не могли в это поверить и обыскали транспортное средство в поисках летчика-мужчины. Однако когда они поняли, что пилотом была сама Мок, то разразились бурными овациями.

«Жителям этого района было так любопытно увидеть странное происшествие — женщину-пилота, — вспоминала она. — Машина с военными несколько раз объехала аэропорт, чтобы они имели возможность мельком увидеть меня».

Джерри была одета в белую блузку, куртку, синюю юбку и туфли на высоком каблуке, которые она надевала каждый раз перед выходом из самолета. Общаясь со своим мужем по телефону на одном из аэродромов, американка призналась, что не взяла с собой запасной одежды из-за нехватки места на борту, в связи с чем вынуждена была каждую ночь стирать свой скромный гардероб в раковине.

Джерри Мок готовится к вылету из аэропорта Колумбуса, чтобы совершить кругосветное путешествие на одномоторном самолете Джерри Мок готовится к вылету из аэропорта Колумбуса, чтобы совершить кругосветное путешествие на одномоторном самолете Фото: Gene Smith / AP

Американка старалась нигде не останавливаться на долгое время, осматривая достопримечательности только в ночное время и используя весь световой день на перелет. На каждый из участков маршрута Дахран — Карачи — Дели — Калькутта — Бангкок — Манила летчица тратила в среднем всего сутки. Находясь дольше в Дели из-за плохих погодных условий, она смогла выбраться в Шри-Ланку, где ей удалось осуществить свою детскую мечту — увидеть слонов. Пару лишних дней Мок провела на Филиппинах, да и то только потому, что нужно было починить самолет и хоть что-то написать для газеты.

«Просто ни у кого больше не хватило глупости»

Оставшийся участок пути прошел для нее без происшествий, и 17 апреля 1964 года самолет, который Мок ласково назвала Чарли, приземлился в Колумбусе. Кругосветное путешествие заняло 29 дней 11 часов и 59 минут. Официальное расстояние ее полета, по данным Музея авиации и космонавтики, составило 23 103 мили (37 тысяч километров).

В аэропорту штата Огайо летчицу встречали более 5000 восторженных людей. Все наперебой обсуждали семь установленных Джерри мировых рекордов, среди которых — «Первая женщина, совершившая одиночный кругосветный полет» и «Первая женщина, совершившая кругосветный полет на одномоторном самолете». Мок получила множество наград, одну из которых 4 мая 1964 года ей вручил президент США Линдон Джонсон.

На своем Чарли Джерри больше не летала, он стал частью самой большой в мире коллекции исторических самолетов и космических аппаратов в Национальном музее авиации и космонавтики США. Вместо «Духа Колумбуса» компания-производитель Cessnа подарила летчице новую модель самолета.

Президент США Линдон Бэйнс Джонсон вручает Джерри Мок золотую медаль за заслуги перед Федеральным управлением гражданской авиации Президент США Линдон Бэйнс Джонсон вручает Джерри Мок золотую медаль за заслуги перед Федеральным управлением гражданской авиации Фото: Gene Forte / Washington Bureau / Getty Images

К 1969 году Джерри установила 21 рекорд и написала книгу о кругосветном путешествии. «Десятки женщин как в Соединенных Штатах, так и в других странах могли сделать это раньше меня. Просто ни у кого не хватило ума или, я бы сказала, глупости попробовать это», — заявила Мок.

Перейти в «Мою Ленту»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *